Что такое климат-контроль в автомобиле: принцип работы блока управления

Кондиционер охлаждает и сушит воздух. Водителю приходится в режиме онлайн регулировать подаваемую температуру.

Климат-контроль в автомобиле

Одним из удобств современных автомобилей является наличие системы кондиционирования воздуха, кондиционера. Многие думают, что кондиционирование воздуха и климат-контроль – это одно и то же, но это не так. Основное отличие заключается в том, что климат-контроль всегда поддерживает заданный климатический стандарт. Система климат-контроля может быть монозонирована. Это означает, что воздух может быть направлен только в одном направлении. Он также может быть многозональным. Это означает, что источник воздуха может быть распределен по всей гостиной. В сегодняшней статье мы расскажем, почему автомобильные кондиционеры не работают, как их чистить, а также об их преимуществах и недостатках.

Автомобильный климат-контроль, сокращенно CC, представляет собой ряд устройств, которые контролируют регулируемую температуру внутри автомобиля, независимо от температуры наружного воздуха.

Система включает в себя

  • Кондиционер
  • обогреватели, и
  • датчики температуры и влажности, и
  • системы фильтрации, и
  • Электронный блок управления (ECU).

A/C – это электронное устройство, принцип работы которого основан на передаче и приеме информации от датчиков температуры, расположенных в разных углах салона, в ЭБУ. Водитель регулирует температуру в кабине, а система поддерживает эту температуру. При превышении заданной температуры включается холодильник, и воздух нагревается по мере его охлаждения.

Электрическое управление кондиционером

Разница между кондиционером воздуха и кондиционером воздуха заключается в том, что кондиционер воздуха состоит из кондиционера и нагревателя, в то время как кондиционер воздуха обеспечивает только охлаждение.

Подаваемый воздух осушается, чтобы окна не мутнели изнутри. Некоторые марки автомобилей оснащены ионизаторами воздуха.

Системы кондиционирования воздуха умны. Если наружный воздух загрязнен, система автоматически рециркулирует воздух. Система фильтрации определяет, превышает ли воздух допустимый уровень загрязняющих веществ, и, если нет, выводит воздух наружу.

Как это работает: климат-контроль

Многие водители и пассажиры замечали, что когда они включают функцию охлаждения в своем автомобиле с кондиционером, салон через некоторое время становится необычно холодным. При работе нагревателя наблюдается обратная ситуация. Вместо жаркого климата вы на некоторое время увидите в машине надпись “Ташкент”. Дело в том, что обычные кондиционеры и обогреватели не могут измерить внутреннюю температуру и работают при постоянном давлении с упрямством осла, пока водитель вручную не замедлит работу вентилятора и не закроет воздушную заслонку.

Читайте также:
Обзор оптики на chevrolet cruze : выбор и замена

Пока водитель настраивает необходимую температуру (комфортным состоянием человек считает 22-24 градуса по Цельсию) и забывает об этом, ведь “погода” поддерживается в автомобиле автоматически, климат (управление не имеет таких недостатков) . Как достигается это благословение? Здесь имеет смысл обратиться к системе климат-контроля. В двух словах, инженеры научили его работать с кондиционером и радиаторами, затем подружились с ним и даже установили внутри автомобиля датчики для обеспечения столь необходимой устойчивости. Как только датчик обнаруживает, что температура внутри начинает снижаться, начинает работать обогреватель, а когда становится жарко, на первый план выходит кондиционер. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что оборудование и принцип работы “среднестатистического” климат-контроля оказывается несколько сложнее.

В упрощенном варианте кондиционирование воздуха работает следующим образом Воздух с улицы нагнетается вентилятором в испаритель (один из основных элементов кондиционера), где он охлаждается и осушается. Затем воздушный поток подается в нагреватель, где он нагревается перед подачей в кабину. Поэтому основная задача кондиционера заключается в смешивании холодного и горячего воздуха для обеспечения температуры, заданной водителем или пассажиром.

Что включается в данный момент (кондиционер или отопление) и как регулируется температура, определяется не только индикатором на датчике температуры в жилом помещении, но и температурой наружного воздуха. Именно здесь пригодится датчик температуры наружного воздуха. Это означает, что если на улице холодно, отопитель создаст комфортную атмосферу в автомобиле, а если жарко – кондиционер сделает то же самое. Это означает, что вы можете установить желаемую температуру, и она будет поддерживаться автоматически как летом, так и зимой.

Каждый кондиционер имеет свой алгоритм работы, полнота которого зависит от количества датчиков, конечных потенциометров, воздуховодов и программного обеспечения. Например, в холодную погоду простая система может сразу направить холодный воздух внутрь, а более сложная система кондиционирования направляет ток сначала на стекло, размораживая его, чтобы оно не запотевало, а затем на ноги. Двигатель прогревается только после достижения заданной комфортной температуры – в области лица. Кроме того, более дорогие системы не только учитывают интенсивность солнечного излучения и влажность, но и анализируют качество воздуха, поступающего с дороги, чтобы в случае загрязнения активировать внутренние методы рециркуляции.

Читайте также:
Какое масло использовать для турбодизельного двигателя: советы

В автоматическом режиме электронная система самостоятельно определяет, куда, с какой силой и при какой температуре дует воздух. В зависимости от наружной температуры водителю или пассажиру часто требуется некоторое время для достижения заданной температуры. Современные системы кондиционирования воздуха предлагают на выбор температуру от 14 до 28 градусов Цельсия.

Кондиционер может быть одно-, двух- (для водителя и переднего пассажира можно установить разные температуры), трех- и даже четырехзонным. Последние два варианта позволяют создать отдельный микроклимат для пассажиров задних сидений. Советы по выбору системы кондиционирования воздуха

Если температурные параметры в другой половине автомобиля отличаются, имеет смысл выбрать двухзонную систему кондиционирования. На самом деле, они часто устанавливаются в современных автомобилях. Здесь также следует не забыть проверить максимально допустимую разницу температур. Например, климатическая установка может не допускать установку 17°C для водителя и 25°C для пассажира. Максимально возможная разница может составлять 2-3 градуса Цельсия. Это означает, что если водитель регулирует температуру до 21 градуса Цельсия, то каждый пассажир на переднем сиденье может регулировать температуру только в диапазоне от 18 до 24 градусов Цельсия. Однако чем современнее система кондиционирования, тем дороже она становится и тем больше свободы у водителя и пассажиров.

Стоит также отметить количество температурных датчиков в кабине. Хорошо известно, что холодный воздух скапливается в нижней части кабины, а горячий воздух поднимается вверх. Если датчики установлены, например, на крыше, то возможно, что вместо горячего воздуха к жильцам будет поступать холодный. Это происходит потому, что датчик в верхней части предполагает, что в помещении поддерживается нужная температура, а на самом деле это не так. Конечно, система с датчиками температуры как снизу, так и сверху будет работать намного лучше. Компромиссным вариантом является размещение датчиков непосредственно впереди, т.е. в центре.

Если вы выбираете трехзонный или четырехзонный кондиционер, не лишним будет поинтересоваться, расположен ли дополнительный блок отопления/кондиционирования в задней части. Нередко производители ограничиваются дополнительными вентиляторами даже в высококачественных автомобилях, увеличивая погрешность между заданной и фактической температурой в задней части кабины.

Читайте также:
Как провести замену салонного фильтра в citroen c4 и 5: пошаговая инструкция

Как все это работает

Принцип работы автомобильного кондиционера заключается в следующем Как только водитель настраивает температурный режим, ЭБУ собирает информацию с имеющихся датчиков и активирует исполнительные механизмы. Сначала включается вентилятор подачи воздуха. Образовавшийся поток проходит через фильтр, где удаляются примеси.

Панель управления кондиционером

В зависимости от температуры окружающей среды и заданного режима работы используется правильный рабочий элемент. Если требуется более низкая температура, ЭБУ активирует кондиционер, поток проходит через испаритель, и испаритель охлаждает воздух. Затем воздушная масса подается в заданную зону (поток перенаправляется путем открытия и закрытия регулирующего клапана). Если выходной датчик обнаруживает снижение температуры ниже заданной нормы, ЭБУ посылает сигнал центральной заслонке, и часть воздуха, прошедшего через испаритель, направляется в радиатор отопителя. После нагревателя этот воздух смешивается с основным потоком, повышая его температуру до нужного уровня.

Если воздух необходимо подогреть, ЭБУ не включает кондиционер. Воздушный поток проходит через испаритель, но не охлаждается – он поступает в нагреватель, а затем направляется внутрь через воздушную линию. Температура нагрева воздуха регулируется тем же центральным регулятором, который перенаправляет поток на радиатор или непосредственно в салон. Степень открытия этой заслонки определяет количество воздуха, поступающего в холодильник и выходящего из него.

Настройка температуры всасываемого воздуха в салоне

Смешивание воздуха при регулировании температуры внутри кабины

Если обнаруживается, что ветровое стекло помутнело, система кондиционирования направляет поток принудительно нагретого воздуха на ветровое стекло. Если система определяет, что воздух сильно загрязнен, она закрывает воздухозаборники и открывает заслонки рециркуляции воздуха. При обнаружении высокой влажности система делает то же самое.

Типы систем климат-контроля

Все производители автомобилей стремятся отличаться от своих конкурентов и предлагают покупателю множество интересных функций климат-контроля.

Однако наиболее распространенными являются различные типы систем.

  1. Однозонная (весь интерьер), и
  2. Двухполосная (водитель и передний пассажир), и
  3. три ремня (водителя, переднего пассажира и заднего сиденья), и
  4. четыре зоны (отдельные сиденья водителя и пассажира).

4-х зонный кондиционер

Все это стало возможным благодаря внедрению новейшего электронного оборудования.

Разница между кондиционерами и кондиционерами воздуха

  • Функциональные возможности. Климат-контроль способен поддерживать постоянную температуру в автоматическом режиме. Обычные кондиционеры предназначены только для охлаждения воздуха и нуждаются в подогреве путем включения нагревателя. Принцип работы кондиционера также отличается. Сначала он забирает воздух, осушает его, а затем нагревает или охлаждает.
Читайте также:
Бортовой компьютер на chevrolet хэтчбек: t250, т300 и другие модели

Кроме того, последние модели систем кондиционирования воздуха можно отрегулировать так, чтобы не было слишком холодно. Это особенно важно, если вы часто берете с собой маленьких детей. Кондиционеры воздуха не имеют таких функций.

  • Дизайн. Климат-контроль – более сложная система, чем кондиционирование воздуха. Благодаря датчикам устройство может анализировать такие параметры, как температура и влажность, но более продвинутые модели могут учитывать и другие параметры, например, температуру снаружи автомобиля.
  • Проверьте. Система кондиционирования воздуха оснащена электронным блоком управления. Это имеет очевидные преимущества, поскольку водителю нужно настроить систему только один раз. Он сам поддерживает постоянную температуру. В автомобилях без кондиционера водитель постоянно отвлекается и вынужден регулировать отопление и кондиционирование.

Как работает система?

Механизм сложный, но принцип его работы довольно прост.

  • Датчики регулируют температуру внутри и снаружи автомобиля.
  • Вентилятор всасывает воздух снаружи и подает его в салон. Затем поток делится на две части: одна идет к нагревателю, а другая – к испарителю кондиционера.
  • Потоки воздуха, выходящие из теплообменника, смешиваются и транспортируются в кабину через систему воздуховодов и каналов.

Температуру можно регулировать, изменяя положение центральной и вспомогательной жалюзи на панели управления системой кондиционирования воздуха.

Как пользоваться системой?

Первым шагом является активация системы – кнопка включения/выключения (на некоторых моделях автомобилей вместо надписи имеется цикл взрыва). Для регулировки температуры используйте кнопку или поворотную ручку. Для большинства настроек шаг регулировки составляет 0,5 градуса. Максимальная разница между зонами обычно не превышает 5°. После установки комфортной температуры нажмите кнопку AUTO, и система будет автоматически поддерживать ее.

Направление воздуха можно регулировать с помощью специальных кнопок, каждая из которых соответствует определенной функции: воздух для ног, ветровое стекло или голова и ноги. Эти три функции считаются стандартными, но существуют и другие функции.

  • Горячий воздух вдувается в ветровое стекло и нижнюю часть салона.
  • Воздух продувается через ветровое стекло для предотвращения образования конденсата.
  • Поток воздуха к определенным частям тела и головы или их комбинация.
  • Функция ручного кондиционирования воздуха.
  • Переработка отходов.
Читайте также:
Чиним вариатор своими руками: подробная инструкция, фото и видео

Внимательно прочитайте техническую документацию и учтите все тонкие различия в работе агрегатов в автомобиле.

Эксперты рекомендуют включать кондиционер через минуту после запуска двигателя автомобиля и выключать его за минуту до выключения двигателя.

Что делать, если кондиционер не работает

Система кондиционирования воздуха может выйти из строя или вести себя неправильно. Повреждения могут быть как фатальными, так и временными и могут быть устранены путем нажатия кнопки.

Важно. Поскольку существует множество разновидностей этого типа оборудования, диагностика неисправностей может включать некоторые особенности.

Рассмотрим стандартные алгоритмы управления приборами.

  1. Переведите A / C в режим самодиагностики. Для этого включите зажигание и нажмите кнопку OFF. На панели должны загореться все ее компоненты. Если ни один из них не загорается, значит, имеется повреждение.
  2. Если все в порядке, следующим шагом будет проверка целостности цепи питания датчика. Для этого увеличьте температуру, и на дисплее должна появиться цифра 2. Если через некоторое время он изменится на 20, все в норме. Цепь датчика в порядке.
  3. Далее проверьте положение системы регуляторов, которая определяет работу вентилятора. Для этого увеличьте температуру еще на один шаг, и на дисплее появится 3; если отображается 30, все в порядке.
  4. Включите вентилятор и замените заслонки одну за другой. Поток воздуха должен быть очевиден из всего этого.

Аналогичным образом проверьте температуру, получаемую датчиком. Сначала снаружи, затем в кабине режима 5. После этого показания температуры будут скорректированы.

Ремонт кондиционеров

Профилактическое обслуживание

Профилактические меры заключаются в проведении регулярных диагностических исследований. Не забудьте заправить салонный фильтр и систему фреоном. Своевременные проверки выявят любые неисправности в оборудовании, и все проблемы будут устранены в кратчайшие сроки. И не забывайте чистить и дезинфицировать систему кондиционирования дважды в год.

Отказ кондиционера

Как и любая сложная система, блок управления кондиционером может выйти из строя или вести себя неправильно. Возможно, вы сможете самостоятельно диагностировать проблему.

Перед диагностикой проблемы, пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующим руководством, так как существуют особенности в зависимости от типа автомобиля.

Например, вот алгоритм для автомобиля Nissan Tida

Читайте также:
Обзор дмрв ваз 2110: особенности устройства, проверка и замена своими руками

1. включите зажигание автомобиля. Переведите систему в режим самодиагностики, нажав кнопку OFF на панели управления.

В этом режиме загораются все кнопки и все индикаторы на экране. Убедитесь, что все компоненты включены.

2. Проверьте обрыв цепи датчика температуры. Используйте кнопку для увеличения температуры на один шаг (обычно 0,5°C).

На дисплее появится цифра 2. Теперь блок управления контролирует непрерывность цепи. Если через несколько секунд цифра 2 изменится на 20, все в порядке.

Если отображается другое число, это означает, что система отображает код ошибки. Пожалуйста, обратитесь к руководству по эксплуатации.

3. Проверьте работу лопасти смесителя и лопасти вентилятора. Поднимите температуру воздуха еще на один градус. На дисплее отобразится 3.

Блок управления выполняет самодиагностику и отображает число 30, если проблема отсутствует. В противном случае необходимо также проверить значение кода ошибки.

4. Проверьте работоспособность всех приводов ножей. Снова увеличьте значение температуры на один шаг. Всего имеется шесть плавников.

Вы можете переключаться между ними, нажимая кнопку режима воздушного потока. Каждая заслонка подключается поочередно, и ее можно проверить, просто поднеся руку к решетке воздухозаборника. Это позволяет определить, всасывается воздух или нет.

5. Проверьте датчик, чтобы убедиться, что температура правильная. Увеличьте значение еще на один шаг, чтобы на экране загорелось 5.

Сначала необходимо проверить внешние датчики. Для этого включите функцию обдува ветрового стекла. На дисплее отобразится температура снаружи автомобиля.

Нажмите кнопку еще раз, и на дисплее отобразится температура, установленная для салона автомобиля (по данным внутреннего датчика). Нажмите кнопку три раза, и значение будет передано на датчик забора воздуха.

6. Установите значение датчика. Эта функция позволяет регулировать дисплей в пределах 3 градусов в любом направлении.

Это полезно, если существует небольшое отклонение между данными датчика и фактической температурой. Снова верните режим диагностики на 5.

Затем увеличьте положение на 1, вращая кнопку скорости вентилятора. На дисплее отображается 0. Это означает, что датчик не был исправлен.

– Чтобы установить нужное значение между +3 и +3, поверните кнопку вправо или влево. Это позволяет установить сигнал от датчика без необходимости его замены.

Помните, что процесс диагностики отличается от автомобиля к автомобилю.

Как это работает?

Использование этих данных поднимает вопросы о том, как работает система кондиционирования воздуха в вашем автомобиле. Чтобы понять это, вам необходимо знать, какие данные система

  1. Блок управления (электронный). Это основной компонент устройства, включающий программный контроллер и систему импорта данных. Информация вводится в устройство в цифровом виде, например, с помощью пульта дистанционного управления. На основе этой информации устройство управляет другими устройствами, такими как вентиляторы, заслонки и т.д.
  2. Датчики. При рассмотрении того, как работает система кондиционирования автомобиля, нельзя игнорировать важность органов управления. Его функция заключается в сборе и передаче информации о внутренней/наружной температуре, уровне загрязнения воздуха, яркости дневного света и т.д.
  3. Приводы. Основные функции климат-контроля автомобиля в летний период осуществляются с помощью элементов активации. В эту группу входят кондиционеры, нагреватели, валики, трубки, приводы, вентиляторы и воздуховоды. Эти устройства гарантируют возможность обеспечения всех агрегатов.
Читайте также:
Датчики на renault megane1 и 2: описание и нюансы замены

Несмотря на сложность системы, принцип работы кондиционера в автомобиле очень прост. Датчик определяет температуру снаружи автомобиля. Вентилятор всасывает воздух с дороги и нагнетает его в салон. Затем поток охлаждается, нагревается и смешивается на выходе и передается внутрь автомобиля с учетом заданного режима.

Принцип работы кондиционера в автомобиле подразумевает холодный воздух летом и горячий воздух зимой. Все зависит от того, в каких условиях пользователь использует доступные элементы управления. Более подробно этот вопрос рассматривается ниже.

Функциональные особенности системы

Количество возможных функций климат-контроля зависит от модели автомобиля, его типа и датчиков. Список функций включает в себя

  • Сохранение правильной температуры путем охлаждения внутреннего пространства летом и обогрева зимой
  • контроль внешней температуры с помощью сигналов от датчика солнечного излучения, который определяет воздействие ультрафиолетового излучения, и датчика внешней температуры
  • Рециркуляция и очистка воздуха в пассажирском пространстве благодаря специальному фильтру
  • Продуманный контроль температуры в различных салонах, таких как сиденье водителя, сиденье переднего пассажира и сиденье заднего пассажира
  • качественное и равномерное отопление благодаря отсутствию продувания окон зимой.

Самые дорогие автомобили имеют дополнительные опции, такие как ионизация воздуха.

Из руководства многочисленные кондиционеры предпочитают кондиционирование воздуха. Оба решения разработаны с единственной целью – поддерживать комфортную температуру в салоне автомобиля. В то время как система кондиционирования воздуха автоматически регулирует параметры, кондиционер приходится настраивать вручную.

Особенности механизма управления

Работа всех СТО основана на взаимодействии ЭБУ (модуля управления) и датчиков. Действуя как мозговой блок, ЭБУ принимает решение о регулировании температурного режима в салоне. Это устройство называется испарителем, блок нагревателя также помогает достичь необходимой температуры. Вся работа климатической системы автоматизирована.

Управляя вентилятором и заслонкой, ЭБУ определяет оптимальное направление, температуру и силу воздушного потока. Таким образом, возможны следующие варианты направления воздушного потока

  • в районе окна
  • в области стопы, и
  • в области окон и ног, и
  • в области лица, и
  • в области стоп и лица.

Выполните монтаж системы климат-контроля

Установка системы климат-контроля – довольно сложный и трудоемкий процесс, который желательно поручить профессионалам. Особенность установки системы кондиционирования, несмотря на высокую цену, заставляет делать этот процесс в сервисном центре автомобиля, зависит от модели автомобиля, производителя системы кондиционирования и ее комплектности. Сэкономив на этой услуге и установив систему климат-контроля, вы станете причиной поломки некоторых важных предметов.

Читайте также:
Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами: ее последствия и законность

Этап установки системы кондиционирования (который может быть различным для разных моделей автомобилей).

  1. Разборка шкафов и главной консоли автомобиля.
  2. Слив парфюма – снять нагреватель – снять опору батареи.
  3. Создание фиксированных отверстий для соединения с его испарителем – с учетом сделанной разметки и вырезания необходимых отверстий для рециркуляции.
  4. Осторожно откройте отверстия в области стола двигателя.
  5. Замена существующей проводки вентилятора охлаждения на специальную проводку для датчиков климат-контроля.
  6. Установка и последующее подключение датчиков, таких как потолочный датчик и датчик вентилятора.
  7. Кабели и проводка аккумулятора – Соединительные клеммы – Установка нагревателя и испарителя.
  8. Подключение ЭБУ.
  9. Управление работой всей предварительной системы запуска путем указания имени файла.
  10. Установка холодильников, тормозных магистралей и кронштейнов компрессоров – Монтаж компрессоров – Трубные винты – Установка вентиляторов.
  11. Установка осушителей и дросселей.
  12. Контроль всех активных линий и герметичности системы – Заправка системы кондиционирования.
  13. Проверка правильности данных, полученных от датчиков.

Особенности ухода за климатом

Промывка холодильника кондиционера (не реже двух раз в год) и своевременное ее выполнение является необходимым условием для правильного функционирования системы формирования климата. Вы сможете наслаждаться безупречной и эффективной работой системы климат-контроля в течение многих лет, если будете следить за всеми устройствами, которые работают по этому правилу.

Как отремонтировать плавники климат-контроля своими руками:.

Цена системы климат-контроля

Системы кондиционирования воздуха стоят дорого. Согласно статистике, средняя рыночная цена колеблется между $1,000 и $15,000. Более дешевые модели обычно имеют ограниченную функциональность и более низкое качество.

Цена на климат-контроль постепенно снижается. Изначально опцию использовали исключительно в дорогих автомобилях, после чего производители начали разрабатывать массовые решения. Чем больше растет спрос, тем ниже стоимость оборудования и лучше функциональность. С помощью климатической системы водители могут забыть о потребности регулировать температуру вручную, поскольку все действия выполняются автоматически.

Эксплуатационные характеристики систем кондиционирования воздуха

Удобство управления системой кондиционирования заключается в ее полной автоматизации. Водителю достаточно ввести на дисплее требуемое значение температуры, после чего программа сама устанавливает ряд действий, направленных на достижение заданного результата.

Читайте также:
Бортовой компьютер на chevrolet хэтчбек: t250, т300 и другие модели

Кондиционер работает оптимально при включенной циркуляции воздуха в автомобиле. В этом случае кондиционер остается в режиме ожидания, готовый вовремя “скорректировать” температурный режим в салоне. Тем не менее, водителю рекомендуется самостоятельно выполнить операцию перекрытия дефлектора и выбрать необходимое направление воздушного потока.

К рециркуляции воздуха следует относиться как можно серьезнее. Последствиями работы системы охлаждения в “выключенном” режиме могут быть конденсат в испарителе, запотевание стекол и образование неприятных запахов в автомобиле.

В жаркую погоду система кондиционирования воздуха должна работать следующим образом

  1. Водитель должен слегка приоткрыть двери и окна и подождать, пока температура внутри автомобиля не сравняется с температурой окружающей среды.
  2. Закройте двери и окна и установите режим рециркуляции на максимум.
  3. Оставьте автомобиль на некоторое время.

Если автомобиль движется и кондиционер включен, убедитесь, что наружный воздух не попадает в автомобиль. Это может повлиять на показания манометра. Независимо от времени года, кондиционирование воздуха всегда увеличивает расход топлива.

Диагностика проблем с кондиционерами на видео:.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: